В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ) внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части правонарушений в сфере трудового законодательства.
Так, до 01.01.2015 ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусматривала наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае, нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение предусматривалась его дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
С 2015 года административная ответственность, предусмотренная ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства дифференцирована в зависимости от вида нарушения, степени общественной опасности деяния, т.е. в новой редакции вместо одного состава нарушений законодательства о труде установлено несколько. Выделены в отдельный состав нарушения в части фактического допущения к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор); уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем и др., размер штрафов, за совершение которых в ряде случаев увеличен для должностных и юридических лиц в два и более раза.
Появилась дополнительная статья 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в которой в отдельные составы выделены нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и др. В частности, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, важным изменением, которое внесено в КоАП РФ, является увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2-х месяцев до 1 года (ст. 4.5 КоАП РФ).